А.А.Туаллагов (Владикавказ).
АЛАНЫ И БОСПОР

В настоящее время считается установленным сарматское происхождение династии Аспурга (Виноградов, 1994). Тамга царя, известная в регионе на монетах, кирпичах и сосудах, а вне его на сосуде из погребения у с. Косика (Нижнее Поволжье) и камне из Уйташа (Дагестан), относится к кругу хорошо известных солярных знаков. Боспорские монеты свидетельствуют о принятии царями митраизма и приверженности солярному культу (Тачева-Хитова, 1978, Фролова, 1986). Сам Аспург, видимо, был обожествлен через образ Гелиоса-Митры, о чем говорят и материалы, связываемые с аспургианами (Сапрыкин, 1983)

Установлено, что имя аланского правителя Яньцай Хур, связанное с названием "царского" племени юэчжей хунь-е, означает "солнце" (Зуев, 1995). Аналогичное имя носило солнечное конное божество алан Северного Кавказа (Кляшторный, Савинов, 1994), второе имя которого Аспандиар ("Конный бог") может быть соотнесено с именем Аспурга. В этот период на Боспоре особым почитанием пользуется солнечное конное божество, связанное с культом царской власти и традициями ираноязычных народов (Ростовцев, 1913; Тачева-Хитова, 1978; Беленицкий, 1981). Видимо, недаром Мовсес Хоренаци (Кн. 11, гл.50) говорил о божественном происхождении аланского царского рода.

Связь имени Хур с племенным названием хунь-е напоминает о тесной исторической связи Аспурга и аспургиан. Отрицание племенного характера названия последних бездоказательно и противоречит, например, данным Певтенгеровой карты. Сопоставление сведений Страбона (Х,11) и Лукиаиа Самосатского ("Тосарид или дружба", 51-55) свидетельствует об отождествлении аспургиан с аланами, что уже предполагалось (Десятчиков, 1974) Соответствующие наблюдения, как и история появления тамг, позволяют предположить аланское происхождение позднебоспорской династии, что не противоречит новейшим решениям о времени появления алан в Восточной Европе и их этническом происхождении. В пользу такого решения могут свидетельствовать и иные факты из истории этого рода (Туаллагов,1997). Интересно, что на медном чекане хорезмийского узурпатора Вазамара, чье имя созвучно осетинскому Урыжмаг, появляется тамга-свастика.

Отмеченная аспурговская тамга из Уйташа, расположенного в самом устье дербентского прохода, логично связывается с сарматским походом 35 г. н.э. (Гаджиев, 1997). Но уже давно отмечено, что в источнике (Тацит, "Анналы".VI,33) речь идет об аланах (Gudshmid, 1888). Тогда не исключено, что мы имеем дело с одной из первых масштабных акций аланских династов Боспора вдали от своего региона, направленной в русле взаимодействия с родственной ветвью парфянских правителей и противоборствующей с сарматами, возможно, и как эпизод в войне за гегемонию в восточноевропейском регионе.


"Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века".
Материалы IX международной научной конференции 25-30 мая 1998 г.
Ростов-на-Дону, 2001 г., тираж 300 экз.
Стр.124-125

OCR Halgar Fenrirsson (halgar#newmail.ru)