Ц. Степанов (София)
Развитие концепции сакрального царя у хазар и болгар в раннем Средневековье

В докладе предпринимается попытка сравнить, в каком направлении развивалась идея сакрального царя у хазар и болгар в VII-Х вв., при том, что обе общности были близко родственны друг другу, однако развивались в специфических условиях и контекстах. На основе анализа письменных источников, и, особенно, титульных формул, можно сопоставить эти две доктрины властвования и попытаться найти причины неодинакового положения верховного государя в Болгарии и Хазарии, особенно в IX столетии. Можно допустить, что на политическую идеологию болгар, в том числе и на их доктрину верховной власти, с начала IX в. заметное влияние оказывали византийские формулы и концепты власти, а потому болгары, и, прежде всего, их аристократия и двор, начали в некоторых аспектах государственной доктрины отходить от наследства Pax Nomadicae. Одним из фактов, подсказывающих основательность такого рода выводов, является и отказ болгар от практики сакрального цареубийства после первого десятилетия IX-го столетия. В противоположность такому развитию идеи священного царя у болгар, хазары именно в IX в. все больше и больше сакрализовывали своего верховного правителя, превращая его в символ государственного единства, но не в реально господствующего суверена. В этом отношении, по-видимому, хазары шли по тому же пути в развитии идеи верховной власти кагана, который был характерен, прежде всего, для Второго Тюркского, и (в известной степени) Уйгурского каганатов. А это является признаком большей консервативности традиции Хазарского каганата, которая, - по крайней мере, по отношению к доктрине сакрального царя и его (не)властвования, - по-видимому, лишь в слабой степени находилась под влиянием иудаизма хазарской аристократии. Представляется, что эта традиция следовала той модели, которая была характерна для других кочевых и полукочевых империй Евразийской степи, или, скажем так, тюркскому наследству и модели.


"Хазары. Второй международный коллоквиум. Тезисы". М., 2002 г., тираж 300 экз.
Стр.90-91

OCR Halgar Fenrirsson (halgar#newmail.ru)